Разрисовка

Блок упражнений для быстрого рисовального роста

Потребность в развитии и совершенствовании рисовального навыка возникает у художника на протяжении всего его творческого пути. Есть периоды, когда мы довольны собственным рисунком, процесс работы приносит удовольствие, голова кипит от огромного количества идей и руки чешутся поскорее все это изобразить на бумаге. Но бывают моменты, когда на чистый лист можно смотреть бесконечно долго, результат работы не радует, все не то и не так как хотелось бы. А хотелось бы…

Вот с этого момента стоит серьезно задуматься: а чего хотелось бы?
Рисовать лучше и быстрее? Избавиться от волосатых линий? Лучше чувствовать пропорции? Рисовать как «кто-то там в инстаграмме»? Научиться делать воздушные легкие рисунки или натурально передать сложную драпировку с кружевом?

Рис_2_(800)
Иллюстрация для CLARE PETTIBONE 2018 г.

Как добиться желаемого результата?

Постоянной тренировкой, правильными упражнениями и конструктивной критикой.  

Здесь я расскажу о своих методах разрисовки, упражнениях на тренировку руки дам практические советы для улучшения качества и скорости рисования.

Что такое РАЗРИСОВКА?

Эскизы разрисовки 2016 года

Это комплекс заданий, рассчитанный на ограниченное количество времени и минимальный набор материалов. То есть, осознанно создаем себе рамки дозволенного и рисуем каждый день на протяжении месяца. Да, будет сложно соблюдать такой режим, будут сбои с ежедневным рисованием и к концу второй недели возникнет сильное желание забросить всю эту затею в самый дремучий лес. Поэтому, для начала, я расскажу о своей первой разрисовке и результатах этой работы, после которых я с удовольствием устраиваю себе раз в год этот «рисовальный стресс».

Необходимость в первой разрисовке возникла во время заказов на разработку дизайна сценических костюмов, когда существующий уровень рисования не позволял мне изображать то, что необходимо. То тут, то там возникали проблемы с некоторыми участками эскиза: руками, стопами, обувью, драпировкой, волосами, аксессуарами. Это напрямую влияло на качество и скорость эскиза, а впоследствии просто приходилось мучительно заставлять себя рисовать. И здесь уже не было речи о работе в удовольствие и вдохновении. Такими неспешными шагами к каждому художнику, работающему на заказ, приходит творческий кризис и все вытекающие из этого негативные последствия, такие как, множественные правки от заказчика, срыв сроков и полная творческая недееспособность.

Творческий кризис для художника достаточно опасное состояние и проявляется оно полным упадком сил, вдохновения и идей. Это может быть вызвано разными причинами — человеческая психика сложный механизм, а у творческих людей тем более. В любом случае, отсутствие желания рисовать, напрямую связано с отсутствием положительных эмоций от этого процесса, от результатов собственной работы. Если в эскизе существуют «белые пятна» — области, которым мало уделяется внимания (например, «не умею и не люблю рисовать руки»), то рано или поздно неудовлетворение приведет к творческому кризису. Так как хочется видеть результат, радоваться ему, а вместо этого «культя» и спрятанные руки в складках пышного платья… В некотором смысле творческий кризис – это период, когда необходимо открывать для себя новые умения и расширять свой опыт.

Предотвращая все эти негативные последствия, даже с учетом острой нехватки времени, я решила, что пора дать бой «белым пятнам» своего эскиза. Кстати, нехватка времени сыграла положительную роль в разрисовке и позволила быстрее достичь желаемого результата. На тот момент эскизы не устраивали меня по технике исполнения, графическому содержанию и детализации. Весь процесс разрисовки был разделен на несколько этапов, в которых прорабатывались основные недостатки существующей техники. Итого за 1 месяц нарисовано 111 эскизов. А это по три эскиза в день, что не так уж и много.

Процесс РАЗРИСОВКИ 2013 года

ПОРТРЕТ

Все 50 эскизов портретной разрисовки направлены на то, чтобы найти тот самый стиль рисования. Это условное количество рисунков, которое в каждом случае может быть индивидуальным и зависит от целей вашей разрисовки, а также от уровня рисования, которым вы владеете.

ФИГУРА

Фигуру в различных проекциях необходимо тренировать всегда и при любом уровне рисования. В большинстве случаев художники-модельеры выбирают для себя несколько поз фигур, что позволяет значительно экономить время создания эскиза и уделить больше внимания деталям и конструкции одежды. 20 эскизов будет достаточно.

РУКИ

Один из самых неприятных этапов разрисовки - работа над "белыми пятнами" своего эскиза. Рисовать руки многие не любят, так как любой неправильный штрих и это уже не рука. Если вы хотите улучшить свой навык рисования - пересильте себя и нарисуйте 20 набросков.

НОГИ

Около 20 эскизов хватит для того, чтобы ваша рука запомнила как правильно рисовать ноги в различной постановке. Выберете для себя простой материал, которым любите работать: карандаш, линер, гелевая ручка. И не зацикливайтесь на красоте рисунка: оставляйте осевые и вспомогательные линии.

По первым и последним работам разрисовки можно увидеть изменения в стиле рисования. Эскиз стал аккуратнее, добавлен объем и проработаны детали. Используемые материалы такие же как и раньше: гелевая ручка/линер различной толщины, обычный карандаш и доработка цветом в Adobe Photoshop. На тот год такой способ создания и обработки эскиза меня полностью устраивал и задачи по разрисовке, которые я ставила, были достигнуты. Одним из самых главных результатов стало то, что качество эскиза улучшилось, а время на его создание осталось прежним. И только после того, как я смогла увидеть все результаты работы и успешно их применять в заказах, я поняла, что все трудности, с которыми довелось столкнуться на протяжении этого месяца, были не зря. С тех пор каждый год создаю себе новые задачи, новые разрисовки и уже не испытываю того чувства дискомфорта, который был в первый раз, потому что знаю, что по завершению меня будут ждать видимые результаты и новый навык рисования.

Январь 2013 года. До разрисовки.
Июль 2013 года. После разрисовки.
Февраль 2014 года. Спустя год.

2016

Разрисовка на тренировку фантазии


(статья на редактировании)

2018

Акварельный скетч

(статья на редактировании)

2019

Fashion-скетч (статья на редактировании)

С чего начать разрисовку?

С цели, которую вы хотите достичь. Целью может быть обучение рисованию с нуля, совершенствование существующего навыка, скорости работы, поиск техники эскиза или пробы материала, а также, открытие нового направления рисования от простого скетча, детальных иллюстраций до портрета акварелью. Важно понимать, что эта цель может быть итоговой или промежуточной, разделенной на несколько этапов и, соответственно, на несколько разрисовок. Многое зависит от упорства, с которым вы в срок доделаете последний эскиз.

Если с целью определились и объективно ее оценили, можно детально обозначить задания для будущей разрисовки. В качестве примера – моя разрисовка 2013 года, где в каждом направлении (портрет, фигура, руки, ноги) ставились конкретные задачи: увеличить скорость рисования эскиза, проработать объем и детали, сделать эскиз чище и аккуратнее, уделить больше внимания анатомии тела. Ставьте себе такое количество задач, которое будет вам по силам выполнить за один месяц. Ориентируетесь на свои возможности и мою рекомендацию: 2-3 эскиза в день достаточно. Больше – возможно (если у вас в наличии полностью свободный месяц от работы и других житейских дел), но знайте, сложно выдержать такой темп. Менее двух эскизов за день — меньше результат по окончанию месяца. 

Одним из самых важных этапов, после составления списка задач, является подбор изображений, с которыми вы будете работать. Фотографии должны быть разнообразными, но в рамках задания. Например, если вы хотите лучше рисовать фигуру, то выбирать следует те фотографии, в которых поза человека статична, хорошо видны руки, ноги, шея, талия и минимум одежды, также стоит избегать сложных ракурсов. На первый взгляд кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы найти нужные фотографии, но это не так: поиск занимает много времени. Поэтому поиск референса я рекомендую делать до начала разрисовки.

Референс — вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, идеи.

Лучший способ для подбора необходимых фотографий — сайт Pinterest, где на каждое выбранное вами фото предлагается еще десяток похожих вариантов. В нем также удобно сохранять изображения по папкам и, при необходимости, быстро найти необходимое. Если вы еще там не зарегистрированы, то рекомендую это сделать.

Не распыляйтесь в выборе материалов. На начальном этапе разрисовки используйте те материалы, с которыми привыкли работать и постепенно добавляйте новые. Например, для того чтобы избавиться от «волосатых» линий замените в процессе разрисовки гелевую ручку (или линер) на узкий кистевой маркер. Если же в ваших планах разрисовки работа с цветом – также постепенно добавляйте по одному цвету за этап. Это позволит лучше делать графическое решение эскиза и не потерять композиционный центр.

Определите для себя наиболее удобное время для разрисовки. Это должен быть период минимум в две недели и максимум месяц, когда вы регулярно сможете уделять по одному или паре часов в день для выполнения задания. Почему такое строгое ограничение по времени? Для того чтобы рука не успела отдохнуть, а голова не успела забыть. Другими словами, за такой период мы адаптируемся к стрессовой ситуации (выполнять задания вне зависимости настроения – это, поверьте, стресс) и вырабатываем привычку/навык/умение, который уже сложно будет забыть.

В чем преимущество РАЗРИСОВКИ?

В первую очередь в том, что данный способ обучения рисованию, в отличие от множественных рисовальных курсов, создает и развивает ваши индивидуальные особенности рисования, то есть стиль. Это самое важное качество любого художника. Благодаря индивидуальному стилю, работы уникальны и узнаваемы. Кроме того, это огромное преимущество перед заказчиками, которые рассчитывают на конкретный стиль иллюстрации. Для тех, у кого рисование не работа, а хобби и целью стоит совершенствование своего навыка рисования – метод разрисовки будет актуален как самостоятельная работа, основанная на материалах этой статьи. Также возможно и удаленное обучение с моим сопровождением, советами и критикой.

Быстрый рисовальный рост за ограниченное количество времени

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РИСОВАНИЯ

РАБОТА С НОВЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

увеличение скорости рисования

ПОПОЛНЕНИЕ СВОЕЙ ВИЗУАЛЬНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ

СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА ЭСКИЗА

Обучение КАЧЕСТВЕННОму ГРАФИЧЕСКОму РЕШЕНИю

РАЗВИТие ФАНТАЗИи в создании эскиза

ВОЗМОЖНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Что такое разрисовка
С СОПРОВОЖДЕНИЕМ?

Это мое незримое присутствие на протяжении всего месяца вашей разрисовки, специально для вашего уровня подготовленные упражнения, советы, рекомендации и еженедельное комментирование результатов работы.

Художники учатся годами, их опыт состоит из усидчивого труда и десятков килограмм испорченной бумаги. Обучение в художественной школе и профессиональная подготовка художников в высших учебных заведениях – время наиболее активного рисовального роста, так как ваше мастерство направляют преподаватели, критикуют профессионалы и всегда присутствует эффективный соревновательный дух между коллегами по рисовальному цеху. По завершению обучения наступает момент «свободного плавания», где художник сам решает, как рисовать, чем рисовать и в чем могут быть недостатки рисунка. Спустя некоторое время, замечаете, что новые работы мало чем отличаются от старых. Потому что советы и критика – это те самые «внешние раздражители», не позволяющие нам стоять на месте, а развиваться и учиться новому. Поэтому разрисовка с сопровождением эффективнее самостоятельной работы и позволяет за тот же самый срок достичь больших результатов.

В чем отличие РАЗРИСОВКИ от ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ?

Внимательно ли вы изучали работы учеников того или иного курса? Да, виден результат по итогам обучения, но у всех все одинаково. Почему так? Преподается схема рисования, четкие правила и установки КАК сделать КОНКРЕТНЫЙ эскиз ТОЛЬКО этим материалом. Происходит копирование (за счет только глазомера) работ преподавателя и его стиля. У кого-то хуже, у кого-то лучше. Что самое важное, успешный результат при таком обучении ГАРАНТИРОВАН, понимаете? А вот, дальнейшая рисовальная деятельность на том же уровне, увы, нет. Для того чтобы нарисовать эскиз с реальной фотографии, одного глазомера мало, необходимо иметь в голове ту самую визуальную базу данных (когда рисуем «из головы») и бесперебойную четкую связь с рукой, которая это будет изображать на бумаге. Такой навык отрабатывается с большой стопкой эскизов. Только в таком случае полученное умение не забудется и никуда не денется, даже если вы полгода не будете рисовать.

Индивидуальное обучение с преподавателем, который готовит программу, основываясь на ваш уровень рисования, комментирует процесс работы, дает рекомендации по выбору материла и помогает найти ваш стиль рисования - нет такого на курсах. Там процесс группового обучения, где всем необходимо уделить одинаковое время за ограниченное количество времени.

Разрисовка – это обучение в том месте и в то время, которое удобно только вам. Не нужно куда-то ехать для того чтобы научиться рисовать. Появилось свободное время после работы, дел по дому или, самое бесценное, ребенок уснул – рисуйте! Кстати, в декрете, это самое удобное занятие, так как тихое и мобильное: быстро все подготовил и быстро все убрал. Даже онлайн-курсы не могут похвастаться такими качествами.

Чем больше вы рисуете – тем быстрее и лучше результат. Получилось сделать выше запланированного? 100, 200, 300 эскизов? Все работы будут отсмотрены и прокомментированы, на это нет лимита. Каждую неделю происходит проверка выполненных заданий и весь месяц разрисовки я на связи для ваших вопросов.